Анонсы

Бензин в России постоянно дорожает. Почему так происходит и кто в этом виноват?: Госэкономика: Экономика: Lenta.ru

Сильная зависимость российской экономики от нефти и цен на нее — неоспоримый факт. Но мнения о том, как именно топливный рынок влияет на все остальные процессы, сильно разнятся. Среди широких масс бытует мнение, что бензин в нефтедобывающей стране должен быть по умолчанию очень дешевым или вовсе бесплатным. Некоторые экономисты, опираясь на примеры Норвегии и США, ждут от цен на российских заправках четкого следования мировым котировкам. От действительного положения вещей далеки обе позиции. Почти 30 лет, прошедшие с распада Советского Союза, доказали, что топливо в России может только дорожать — вопрос лишь в том, насколько быстро. Причин сразу несколько, от курса рубля до нового бюджетного правила, призванного сгладить последствия масштабной налоговой реформы. Обреченные на рост — в материале «Ленты.ру».

Вверх

В конце июня цены на бензин Аи-95, более качественный по сравнению с самым популярным Аи-92, достигли исторического максимума. На Санкт-Петербургской международной топливно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) тонна 95-го стоила 58,1 тысячи рублей. Экономисты поспешили объяснить происходящее последствиями коронавируса: после отмены большинства ограничений потребление и спрос восстановились быстрее, чем производство на нефтеперерабатывающих заводах, — отсюда временный дефицит. На самом деле проблема имеет более глубокие корни и тянется с 1990-х годов, когда на смену советской плановой экономике пришла рыночная, предусматривающая свободно устанавливаемые курсы валют.

Чтобы понять, почему бензин в России последние 30 лет дорожает без оглядки на нефтяные цены и почти никогда не дешевеет вслед за ними, необходимо разобрать процессы ценообразования на нефть и нефтепродукты (дизель, мазут, газойль, керосин и другие виды топлива). Единственные потребители нефти — НПЗ. Сырье они покупают тремя способами: через долгосрочные договоренности с добывающими компаниями; на бирже, где торгуются фьючерсные контракты (с фиксированной ценой и датой поставки в будущем); на специальных хабах (торговых площадках), где срок между сделкой и поставкой сокращен до двух рабочих дней. Цены по долгосрочным контрактам прописаны заранее на годы вперед, в остальных случаях определяются объемом спроса и предложения. К примеру, в последние месяцы на фоне закрытия целых отраслей потребность большинства стран в нефтепродуктах радикально снизилась и только теперь начинает восстанавливаться до былых уровней, из-за чего просели и котировки фьючерсов. На долгосрочных соглашениях это пока не отразилось, но может повлиять в будущем.

Посредниками выступают профессиональные трейдеры, доставляющие нефть от продавца к покупателю. Заводам они тоже помогают сбыть переработанное топливо — автозаправочным станциям, промышленным предприятиям, обслуживающим аэропорты компаниям. Трейдеры, комбинирующие все способы торгов и нередко запасающиеся товаром напрямую от производителя, извлекают выгоду из стоимости контрактов с разными сроками исполнения: более отдаленные фьючерсы в нормальной ситуации стоят дороже. Но такой порядок действует только на международном рынке — на национальных все сильно зависит от того, выступает ли страна экспортером или же закупает ресурсы за границей.

Только для своих

При импорте все просто: завод покупает нефть на общемировых условиях, производит из нее бензин и перепродает в собственной стране. К закупочной стоимости добавляются затраты на транспортировку и переработку, желаемая прибыль, и в результате образуется конечная цена для покупателя — сети АЗС. Купить за рубежом можно и готовый бензин, цена будет схожей, поскольку в нее будут включены те же компоненты. Этот принцип называется импортным паритетом.

Но для НПЗ из добывающей страны порядок уже другой: закупать нефть приходится у «своих», а цена получается путем вычитания из международных котировок тех же транспортных и остальных сопутствующих расходов. В России дополнительно вычитается экспортная пошлина, которую государство взимает с продавцов за каждую тонну отправленной за границу нефти, но добавляется акциз, не взимаемый с вывозимых товаров. Это экспортный паритет: из базовой мировой цены убираются (а не добавляются, как при импорте) излишки.

Перед российскими нефтяниками стоит выбор: отправить добытую продукцию на экспорт или продать в родной стране. Компании исходят из того, что выгода в обоих случаях должна быть равной (то есть паритетной). Поскольку при продаже нефти на внутреннем рынке не надо тратиться на доставку (обычно в порт нидерландского Роттердама) и экспортную пошлину, продавцы готовы делать скидку — ее не перевешивают даже прибавляемые акцизы. Российскому заводу сырье достается дешевле, чем европейскому. Но после переработки они сталкиваются с той же дилеммой: отправить бензин за границу или продать внутри страны дешевле — при вывозе нефтепродуктов тоже уплачивается пошлина.

Обычно решение принимается исходя из текущих рыночных реалий. Объемы нефти и нефтепродуктов, не распроданные по долгосрочным контрактам, экспортируются, если мировая цена за вычетом всех расходов (она называется нетбэком) выше внутрироссийской. Это приводит к снижению предложения внутри страны (и возможному дефициту), в результате внутренние расценки растут. Когда продавать дома выгоднее, нефтяники и переработчики отказываются от экспорта и провоцируют избыток предложения, стоимость падает. Таким образом стоимость нефти и бензина в России зависит от международной, на которую ориентируются все заинтересованные стороны.

Подсели

Сами по себе оба паритета — и экспортный, и импортный — подразумевают, что цены для конечных потребителей могут меняться в зависимости от внешних условий, причем в любую сторону. Так происходит в Европе и США, которые считаются одними из крупнейших экспортеров нефти и нефтепродуктов, но из-за несовершенства транспортной системы вынуждены закупать значительные объемы за рубежом. Американский президент Дональд Трамп два года назад звонил наследному принцу Саудовской Аравии Мухаммеду ибн Салману и требовал увеличить добычу, чтобы в преддверии выборов в Конгресс привлечь неопределившихся избирателей дешевым бензином.

В России много перекосов. Главный связан со слишком сильной зависимостью экономики от нефтегазовых доходов. Особенно заметной она была после распада СССР и банкротства многих производств, не выдержавших конкуренции с более дешевой и качественной импортной продукцией. На нефть до сих пор приходится 62 процента всех поставленных за границу товаров (по итогам 2019 года, в расчет не принимались услуги).

В 2018 году, который Росстат взял за базовый, добыча и переработка полезных ископаемых (не только нефти и газа, но также угля, торфа, руд и прочих) принесли российской экономике 34,3 процента всей добавленной стоимости (сумма всех добавленных стоимостей образует ВВП). На обрабатывающие производства, к которым относятся почти все остальные отрасли промышленности, кроме электро- и гидроэнергетики, пришлось 53,2 процента.

По данным Минфина, нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2019 году составили 7,9 триллиона рублей, или 39,2 процента от всех поступлений. Сюда входят налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты и газ, а также недавно внедренные налог на добавленный доход (НДД) и акциз на нефтяное сырье. Налог на прибыль компаний отрасли и НДС в статистике не учитываются, и некоторые экономисты считают такой подход некорректным. Согласно их версии, нефтегазовый сектор в прошлом году принес стране 10,5 триллиона рублей, или 52,2 процента всех бюджетных доходов.

Такая зависимость обычно приводит к «голландской болезни». Определение ей дали в 1970-х — после того, как в нидерландском Гронингене было открыто крупное газовое месторождение. Страна быстро привыкла зарабатывать легкие деньги, но приток на местный валютный рынок «лишних» долларов (за которые во всем мире традиционно продаются углеводороды) привел к чрезмерному укреплению ходившего тогда в обороте гульдена. Спрос на него создавали экспортеры газа, нуждавшиеся в национальной валюте для выплаты зарплат, налогов, инвестирования в расширение производства.

В итоге страдали экспортеры из других, более технологичных отраслей: их продукция в пересчете на доллары стоила больше, чем могла бы при слабом гульдене, что отталкивало покупателей и снижало выручку. Производства переживали спад и закрывались, поскольку ввозить в страну импортные товары зачастую было выгоднее. Виновником «голландской болезни» чаще всего становятся именно ресурсодобывающие компании. В России такой эффект называют «нефтяной иглой».

Валютные качели

Отечественная экономика ощущает на себе дополнительные риски: курс рубля не просто укрепляется вслед за ростом нефтегазового экспорта, но и колеблется в зависимости от движения мировых цен на углеводороды, особенно на нефть. В большинстве финансово стабильных стран существует один основной способ управлять курсом национальной валюты — изменять ключевую ставку на рынке. Чем она ниже, тем менее привлекательны местные активы для внешних инвесторов, а значит — меньше спрос на валюту. Для России цены на нефть служат дополнительным и очень существенным фактором, на который власти к тому же имеют ограниченное влияние. Избыточная выручка экспортеров, продаваемая на внутреннем рынке, укрепляет рубль, ее отсутствие — ослабляет его.

Колебания чреваты неопределенностью для всех, кто не связан с нефтью и газом. К примеру, продавцы импортной электроники, валютные цены на которую обычно растут в пределах инфляции, несут дополнительные непредвиденные расходы при каждом падении курса рубля. Парадоксально, но нефтяники разницы почти не замечают. Для них рублевый ориентир — нетбэк (мировая цена за вычетом экспортной пошлины и логистических затрат) — всегда остается стабильным. Чем выше он в долларах, тем «сильнее» рубль, и наоборот. Грубо говоря, итоговая стоимость для российских НПЗ при цене 50 долларов за баррель и курсе 60 рублей за доллар будет такой же, как и при 100 долларах за баррель, но курсе 30 рублей за доллар. То же происходит с бензиновым нетбэком, который заводы принимают за базу при торгах на российских биржах. Крупнейшая площадка — Санкт-Петербургская международная топливно-сырьевая биржа.

Как следствие, цены на производимый заводами бензин долгие годы оставались предсказуемыми: независимо от внешней конъюнктуры они немного росли — на величину инфляции и регулярно повышаемых правительством акцизов. Этот косвенный налог, как и НДС, включается в стоимость товара и оплачивается конечным потребителем. В цене российского бензина акцизы занимают от 18 до 30 процентов, а все налоги в совокупности — до 65 процентов. Единственное исключение случилось в кризисном 2009 году, когда по всему миру, включая Россию, как и сейчас, упало производство и спрос на топливо. Добывающие компании и НПЗ вынуждены были ненадолго снизить цены на свою продукцию.

Пять лет спустя на мировом рынке произошел сильнейший обвал. В течение 2014 года фьючерсы Brent подешевели на 45 процентов (примерно со 100 до 55 долларов за баррель), а в 2014-2016 годах суммарно — на 70 процентов. Причиной назвали резкое оживление на американском сланцевом рынке — именно на него пришлось около половины глобального роста добычи, хотя прежде его доля не превышала шести процентов. В обычной ситуации внутренние цены на бензин в России остались бы практически неизменными: «ослабевший» рубль сохранил бы нетбэк для добытчиков на прежнем уровне.

Но падение оказалось слишком сильным. Иностранные инвесторы, привыкшие видеть в нефтегазовом секторе основу российской экономики, испугались за ее дальнейшие перспективы и начали массово распродавать активы, избавляясь от освободившихся ненужных рублей. Ситуацию дополнительно подогревали спекулянты, спешившие переложиться в более надежные активы, и некоторые компании, лишившиеся из-за недавно введенных санкций доступа к зарубежному капиталу. Они срочно занимали рубли и покупали на них валюту на внутреннем рынке.

В итоге за год российская валюта потеряла 56 процентов стоимости, а в «черный вторник» 16 декабря побила абсолютный антирекорд: доллар торговался за 80 рублей, евро — за 100. Падение курса рубля оказалось более сильным по сравнению с ценами на нефть. Баланс был нарушен, и к концу 2014 года рублевый нетбэк, вопреки прежде работавшим правилам, вырос, потянув за собой стоимость бензина. За год она увеличилась на 8-11 процентов.

По правилам

Следующие два года цена снова оставалась стабильной, пока в феврале 2017-го в России не заработало бюджетное правило. Попытки запустить его предпринимались и раньше, но оказывались безрезультатными. Правило предписывает, что все нефтегазовые доходы, полученные сверх уровня, который обеспечила бы цена на нефть российской марки Urals в 42,6 доллара за баррель, не поступают напрямую в бюджет и не могут тратиться на текущие нужды. Они направляются в Фонд национального благосостояния (ФНБ) — единственный оставшийся в России суверенный фонд, в котором государство копит средства, инвестируя их в надежные низкодоходные активы. Когда нефть опускается ниже базовой отметки, активы фонда распродаются для поддержания курса рубля, пострадавшего от нехватки экспортной выручки.

В ФНБ хранятся иностранные государственные облигации, номинированные в долларах, евро, юанях и других валютах. Поступающие в него средства предварительно обмениваются на них, ослабляя тем самым рубль. Выходит, что часть валютной выручки, только что проданной ради уплаты налогов и пошлин, пускается в обратный путь. В среднесрочной перспективе курс рубля остается на приблизительно одинаковом низком уровне, а рублевый нетбэк по нефти и бензину ориентируется только на мировые цены и следует за ними. Исключения возможны на короткой дистанции в случае слишком резких потрясений, подобных мартовскому ценовому обвалу после разрыва сделки ОПЕК+, поскольку ЦБ проводит операции постфактум по итогам каждого месяца. Власти много говорили, что курс рубля наконец-то «отвязался» от цен на нефть.

Однако тут в дело вмешались акцизы, размер которых правительство ежегодно изменяет — иногда снижает, но чаще увеличивает. Обычно рост не превышает уровня инфляции, но с января 2018-го составил сразу 10,7 процента (при годовой инфляции около четырех процентов) — до 11,2 тысячи рублей за тонну бензина класса «Евро-5» и 11,2 тысячи рублей за тонну дизельного топлива. Власти объяснили это решение стремлением направить собранные средства на строительство сразу двух важных автотрасс: калининградского «Приморского кольца» и крымской «Тавриды».

Даже Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступала против столь резкого роста акцизов, опасаясь роста розничных цен. К тому же в апреле 2018-го США ввели очередные санкции — на этот раз в отношении российских бизнесменов, тесно связанных, по их мнению, с Кремлем. Новые ограничения отпугнули инвесторов, побоявшихся иметь дело с крупнейшими российскими компаниями, поскольку это грозило запретом на работу в Америке. Курс рубля опустился, что только усилило эффект от приобретения валюты для ФНБ по бюджетному правилу. Нетбэк подрос сильнее ожидаемого, вслед за ним — и розничные цены на бензин. С середины марта по июль Аи-92 подорожал на девять процентов; Аи-95 — на 8,5; дизель — на 6,4. И такой рост в сложившихся международных условиях был еще сдержанным, ведь рублевый нетбэк за это же время увеличился почти на 25 процентов. Повысить цены еще сильнее НПЗ и АЗС мешали ограниченные возможности покупателей.

В горящую избу

Правительство кинулось исправлять ситуацию вручную и договорилось с крупнейшими производителями о заморозке цен. Потенциальным нарушителям пригрозили поднять экспортную пошлину на бензин с 30 до 90 процентов от величины пошлины на сырую нефть (что привело бы к резкому снижению бензинового нетбэка). Особенно сложно владельцам АЗС приходилось осенью 2018 года, когда мировые котировки на нефть взлетели из-за падения добычи в Венесуэле и Иране (стоимость барреля североевропейской марки Brent доходила до 86 долларов), а повышать цены на заправках по-прежнему было нельзя. Даже экстренное снижение акцизов — на 3,7 тысячи рублей за тонну бензина — не сильно выправило положение независимых (от крупных холдингов) сетей.

Продлить заморозку договорились и на начало 2019 года. По условиям нового соглашения, цены на бензин могли расти только на величину инфляции, а в начале года — еще и на размер повышения НДС, который увеличился с 18 до 20 процентов. Но главным событием в отрасли стало завершение налогового маневра, рассчитанного до 2024 года. Он предусматривает постепенное снижение экспортных пошлин с одновременным повышением НДПИ. Последний гораздо привлекательнее для государства, ведь им облагается вся добываемая в России нефть, а не только экспортируемая.

До 65 процентов

стоимости российского бензина

приходится на налоги и сборы

Но снижение пошлин означает увеличение нетбэка, а значит — открывает новые возможности для роста внутренних цен. Чем ниже пошлина, тем выгоднее продавать топливо за границу, что приводит к сокращению предложения на родине. К тому же нефтеперерабатывающие заводы постепенно лишаются так называемой бюджетной субсидии в виде разницы между экспортными пошлинами на сырую нефть и на нефтепродукты. К примеру, в 2017 году (последнем перед разработкой налогового маневра) российские НПЗ сообща сэкономили 1,4 триллиона рублей, а потеряли из-за пошлин только 782 миллиарда. В отсутствие такой поддержки рентабельность многих из них могла снизиться до критических значений.

Хотели как лучше

В качестве решения проблемы был разработан специальный механизм обратного акциза. В Налоговом кодексе появился новый подакцизный товар — нефтяное сырье, под которым понимается вся нефть, купленная заводом для переработки на домашнем рынке. Если нефтяная компания соблюдает норматив по количеству такой нефти (в процентах от всей добытой), ей начисляется дополнительный акциз. Однако платить его, в отличие от всех остальных, не нужно — он засчитывается в виде вычета и уменьшает общую сумму налогов за отчетный период. Акциз был рассчитан в первую очередь на вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) — крупные холдинги, в состав которых входят и добывающие подразделения, и НПЗ, и собственные сети заправок, но распространяется также и на независимые НПЗ.

Условия его получения просты: необходимо либо производить высококачественный бензин по стандарту «Евро-5» в доле не менее 10 процентов от всей продукции, либо потратить на модернизацию как минимум 60 миллиардов рублей за несколько лет. Главная составляющая обратного акциза — так называемая демпфирующая надбавка, или попросту демпфер. По своей величине она, как правило, намного превосходит сам акциз. Рассчитывается она как разница между рублевым нетбэком на бензин и условной внутренней ценой, которую правительство устанавливает на год вперед, ориентируясь на прошлогодние рыночные значения. Если нетбэк выше, большая часть разницы (68 процентов для обычного бензина и 65 — для дизеля) компенсируются государством через демпфер — фактически НПЗ уменьшает на эту сумму налоги.

Власти надеялись, что производители бензина, получив компенсацию, не будут отправлять продукцию на экспорт или повышать цены внутри страны. Однако и у этой меры есть очевидные недостатки. Главный заключается в том, что демпфер может быть отрицательным — в том случае, когда нетбэк ниже условной цены. Тогда 68 процентов разницы придется выплачивать уже самим НПЗ в виде дополнительного налога (вычет попросту исчезнет), и стимула сдерживать цены на внутреннем рынке у них уже не будет. Более того, законом предусмотрено, что демпфер перестанет начисляться, если текущие внутренние цены на 10 процентов и более превышают условную. Продавцам выгодно держать котировки именно на таком уровне, чтобы избежать отрицательного демпфера. Если же он положительный, имеет смысл установить цену, максимально близкую к планке «условная стоимость плюс 10 процентов».

Но и это еще не все. Условная цена, с которой сравнивается экспортная альтернатива, многими воспринимается как недостаточно корректный ориентир. Она не реагирует на текущие рыночные изменения и весь год остается на одном уровне, а в следующем просто индексируется на пять процентов. Если предположить, что в будущем мировые цены будут снижаться, вероятность отрицательного демпфера только вырастет. У НПЗ, а следом и у розничных продавцов бензина не остается повода снижать расценки.

Кроме того, демпфирующие надбавки к обратному акцизу по разным видам топлива — обычному бензину и дизелю — учитываются вместе, что нередко приводит к завышению котировок, даже когда этого можно избежать. К примеру, отрицательный демпфер на бензин перекрывает положительный на дизель, заводу доначисляются налоги, и он вынужден перекладывать их на покупателей.

Народ против

Независимые АЗС предлагают свои варианты выхода из ситуации. Среди них — установление нижней планки относительно условной цены (по аналогии с верхней), за которой демпфер будет обнуляться. По мнению авторов, такая мера будет стимулировать производителей опускать цену ниже планки, но на деле аргумент выглядит спорным. В 2020 году условная цена равна 53,6 тысячи рублей за тонну бензина. Даже если нетбэк будет составлять хотя бы 50 409 рублей (или выше), уплата в бюджет отрицательного демпфера без повышения оптовой цены на бензин будет для НПЗ выгоднее, нежели добровольное снижение до уровня условной цены минус 10 процентов. В начале 2020 года нетбэк для бензина находился на уровне 53 773 рублей.

В последние месяцы он существенно снизился — из-за падения спроса на топливо в условиях пандемии. Пока вертикально интегрированные нефтяные компании и независимые НПЗ исправно платят государству отрицательный демпфер, видимо, опасаясь, штрафных санкций или новых ограничений. Только за март в бюджет поступило 10,5 миллиарда рублей. Но теоретически переработчикам ничто не мешает поднять цены до уровня выше 58 960 рублей за тонну (условная цена плюс 10 процентов), чтобы обнулить отрицательный демпфер. Нынешние котировки на Санкт-Петербургской бирже немного не дотягивают до этого значения, остановившись на отметке 58 174 рубля.

По-настоящему действенным шагом была бы отмена отрицательных демпферов. Тогда приемлемая для НПЗ цена могла бы опускаться ниже условной отметки — при располагающей внешней конъюнктуре. Но власти едва ли пойдут на такой шаг, ведь им надо возмещать доходы бюджета, выпадающие из-за компенсаций заводам (в виде положительного демпфера), а заодно из-за упавших цен на нефть. Также стоит снять запрет на импорт бензина из-за рубежа, временно введенный правительством для отсеивания конкуренции отечественным перерабатывающим предприятиям.

Работа над ошибками

В глобальном плане для того, чтобы на российском топливном рынке установилось здоровое ценообразование, предполагающее возможность снижения котировок, необходимы более глубокие перемены. Отечественной экономике нужно сократить слишком сильную зависимость от экспорта сырьевых ресурсов. Тогда изменения мировых цен не будут влиять на курс рубля, а значит, нетбэк станет плавающим (и даже бюджетное правило не способно будет внести коррективы). Укрепление международной роли российской валюты послужит той же цели — при условии, что хотя бы какая-то часть поставок за рубеж будет оплачиваться рублями.

Некоторые страны, в основном с авторитарным правлением, решают проблему иначе. Они выплачивают нефтяникам и переработчикам субсидии за снижение цен для населения. Размеры таких льгот намного превышают российские демпфирующие надбавки. Так, в Венесуэле литр бензина стоит 2,5 цента, в Саудовской Аравии до недавнего времени — 24 цента (пока власти не инициировали повышение на 80 процентов), в Кувейте — 34 цента. Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов два года назад распорядился повысить цены в 1,5 раза — до 42 центов за литр.

Однако компенсируются низкие цены, как правило, двумя способами: повышением налогов или переводом всей нефтяной отрасли под полный контроль государства. Зачастую позволить себе слишком низкие расценки на заправках могут добывающие страны с небольшим населением. Так они реализуют концепцию нефтяной ренты, делясь с жителями доходами от экспорта. В полноценной рыночной экономике бесплатные либо слишком дешевые ресурсы невозможны — ведь каждая компания должна преследовать коммерческий интерес.

Обратным примером может служить Норвегия. Государство с населением пять миллионов человек имеет развитую и диверсифицированную экономику: помимо нефти и газа, экспортирует оружие, сельскохозяйственную продукцию, зарабатывает на туризме. Колебания цен на ресурсы не приводят к резким перепадам курса национальной валюты — кроны. К тому же нефтегазовые доходы бюджета не зависят от налогов. Они поступают в казну напрямую в качестве платы за пользование принадлежащими государству месторождениями и трубопроводами, что позволяет избежать постоянных изменений в налоговой политике властей и введения аналога российского демпфера.

С 1990-х функционирует знаменитый Норвежский пенсионный фонд, самый крупный суверенный фонд в мире с активами общей стоимостью выше триллиона долларов. В нем, как и в российском ФНБ, накапливаются сверхдоходы от продажи углеводородов, однако они не могут использоваться на текущие нужды и предназначены будущим поколениям норвежцев. Цены на местных АЗС колеблются в зависимости от текущей конъюнктуры. Такая модель может стать ориентиром для России. В отличие от постоянно меняющихся российских условий, она годами доказывает свою эффективность.

Колебания стоимости бензина на оптовом рынке топлива заставили вице-премьера Александра Новака пообещать правительственный контроль и сдерживание роста цен. Он сообщил, что повышение стоимости топлива в 2021 году не превысит уровня инфляции. Однако на новогодних праздниках автозаправочные станции уже переписали ценники. Мы выяснили, почему цены все-таки выросли и могут ли колебания оптового сырьевого рынка отразиться на тратах простых водителей.

Бензин подорожал уже в январе

Ставки топливных акцизов на бензин, дизель и моторные масла с 1 января 2021 года планово повысили на 4%. Соответствующие поправки были приняты в Налоговый кодекс. Именно это повышение акцизов отразилось на розничной цене бензина в первые дни января. По словам руководителя рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петра Шкуматова, на розничном рынке наблюдается честный рост цен.

«Бензин подорожал на 60-80 копеек в рознице, это примерно 1,5% роста. Но на самом деле, если смотреть на структуру цены, эти 60 копеек — это как раз тот самый акциз. Повышение пошлины на 4% не означает такой же рост цены на топливо, доля акциза в стоимости топлива как раз соответствует этим полутора процентам. А это подорожание было запланированным и вообще не должно ни у кого вызывает удивления. Цены выросли абсолютно честно», — считает Шкуматов.

Что касается оптовых колебаний цен, то едва ли увеличение расходов топливных компаний никак не скажется на простых потребителях, отмечают эксперты. «Если вырастут расходы бизнеса, то поднимутся и розничные цены на заправках. Бизнес не занимается благотворительностью, вся финансовая нагрузка будет переложена на потребителей. Если автомобилистам не нравится сам факт роста бензина, то надо понимать, что заправки тут ни при чем, это действия правительства», — объяснил Шкуматов в беседе с Autonews.ru.

Фото: ALEXEY BYCHKOV / Global Look Press

Согласно данным «Автостата», средний годовой пробег автомобиля в России составляет 17 тыс. км, а средний расход топлива — 10 литров на 100 километров. Таким образом, среднее потребление топлива одного автомобиля за год составляет 1700 литров. При удорожании литра бензина на 60 копеек в годовом пересчете автомобилисту придется заплатить примерно на 1 тысячу рублей больше, чем годом ранее. По мнению руководителя рабочей группы ОНФ, водители вряд ли заметят такой незначительный рост расходов на бензин.

Подорожание будет в пределах инфляции

По данным ОНФ, за прошлый год рост цен на бензин в Москве был ниже уровня инфляции. Согласно исследованию организации, которое есть в распоряжении Autonews.ru, цены на бензин АИ-95 в столице за год повысились на 1 рубль 2 копейки (+2,17%), стоимость бензина серии АИ-92 изменилась еще меньше — подорожание за 2020 год составило 72 копейки или 1,69%.

Глава «Российского топливного союза» Евгений Аркуша считает, что автомобилистам не стоит паниковать и подробно вчитываться в новости топливного рынка. Потому что с точки зрения потребительских цен серьезных скачков стоимости на автозаправочных станциях не будет. Об этом эксперт сообщил Autonews.ru.

«Цены в 2021 году вырастут примерно на уровне инфляции. Об этом уже говорил и вице-премьер. Все остальные колебания — это проблемы внутреннего топливного рынка. Дисбаланс предложения и диспаритет оптово-розничных цен имеют лишь косвенное отношение к потребителям. Все, что происходит внутри рынка сейчас, может привести к изменению структуры рынка, уходу независимых компаний. Но это, скорее, информация для специалистов топливного рынка, потребители ничего не заметят. Рост цен на бензин в 2021 году будет плавный, в пределах инфляции», — пояснил топливный эксперт.

Фото: Anton Belitsky / Global Look Press

Именно новости о повышении оптовых цен на бензин в начале первой рабочей недели 2021 года заставили автомобилистов обратить внимание на ценники АЗС и заметить там изменение цифр. Но, как объяснил Аркуша, цены оптового рынка ориентируются на экспортный паритет, то есть на одинаковую выгоду поставки топлива на внутренний или внешний рынок. К росту же оптовых цен ведут такие факторы, как повышение топливных акцизов, рост тарифов на перевозку топлива, снижение экспортных пошлин в соответствии с налоговым маневром, а также рост мировых цен на нефть и рост спроса на топливо. Именно выгода сегодня подталкивает нефтяников направлять больше топлива или сырья для его изготовления на экспорт.

К качеству топлива все еще есть вопросы

Правительство ожидает, что поступления от акцизов в 2021 году составят более 0,8 трлн рублей. В пользу региональных бюджетов на строительство дорог и путепроводов направят до 75% сборов, а следующие два года — более 77%. Такая схема распределения денежных сборов была утверждена в федеральном бюджете на 2021-2023 годы.

Несмотря на запланированное повышение стоимости горючего на заправках в январе 2021 года, российским автомобилистам есть, на что обратить внимание помимо цен на АЗС, а именно — на качество топлива. Согласно проверке Росстандарта, некачественное горючее было обнаружено на каждой десятой российской заправке. В основном проверки проводились по жалобам автомобилистов на недолив топлива и несоответствие октановому числу. Но уже с июля 2021 года Росстандарт начнет проверять топливо на автозаправках в режиме «тайного покупателя».

Еще полгода ведомство, согласно действующему законодательству, обязано предупреждать АЗС о проведении проверок. Но даже в случаях с предупреждением специалисты выявляют до 10% некачественного сырья. Чаще всего это нарушения находят на небольших заправках.

Фото: Aleksandr Schemlyaev / Global Look Press

«Закон о госконтроле и надзоре, который вступит в силу 1 июля 2021 года, позволит специалистам Росстандарта приходить без предупреждения. Соответственно, пришли, отмерили по качеству и по количеству топлива и выявили нарушения. Нарушений с бензином не так много — это около 3% случаев. Основную массу фальсификаций и несоответствий требованиям Росстандарт выявляет в области дизельного топлива — порядка 10-15%», — объяснял по итогам последней проверки заместитель главы ведомства Алексей Кулешов.

Более того, ведомство активно ведет разработку интерактивной карты, в которую намерено заносить информацию о заправках, поставляющих некачественное топливо. На ней также будут отмечены и пункты, где можно залить хороший бензин. Карту обещают запустить в текущем году и сделать доступной для приложений с навигацией.

Владимир Цегоев, Ксения Чемоданова

По словам вице-премьера Александра Новака, с начала 2020 года цены на дизельное топливо в России выросли лишь на 1,7%. При этом, согласно оценке Росстата, бензин в стране подорожал в среднем на 2,3—2,7%. Удержать рост стоимости топлива ниже уровня инфляции позволил специальный компенсирующий механизм, считают в правительстве. Более того, по мнению экспертов, дополнительное давление на цены оказало резкое сокращение спроса на нефтепродукты в период карантинных ограничений. Как может измениться стоимость бензина и дизельного топлива в 2021 году — в материале RT.

В 2020 году стоимость топлива в России продемонстрировала лишь незначительный рост. Об этом во вторник, 22 декабря, заявил вице-премьер страны Александр Новак.

«Цены на дизельное топливо в этом году стоят на месте, и общий рост с начала года составил всего 1,7%», — рассказал Новак на встрече с президентом Владимиром Путиным.

Похожую динамику показали и цены на автомобильный бензин. Так, стоимость топлива АИ-92 в среднем по России увеличилась на 2,3% (до 43,23 рубля за литр), а цены на горючее АИ-95 поднялись на 2,7% (до 46,97 рубля за литр). Об этом говорится в материалах Росстата.

Примечательно, что темпы удорожания нефтепродуктов в России оказались почти в два раза ниже уровня инфляции. По последним оценкам, с начала года общий рост потребительских цен в стране составил 4,5%.

Как отметил Александр Новак, сдержать удорожание бензина и дизеля позволил специальный компенсирующий механизм — демпфер.

Напомним, после резкого удорожания топлива в 2018 году правительство России договорилось с нефтяными компаниями о заморозке оптовых цен. В то же время нефтяникам было невыгодно поставлять горючее на российский рынок по фиксированной стоимости. Экспортные цены заметно превышали внутренние, поэтому бизнесу было прибыльнее продавать нефтепродукты только за рубежом. В результате с 1 января 2019 года государство стало возмещать компаниям недополученные доходы при поставках топлива на внутренний рынок.

Таким образом, если цены на горючее внутри страны ниже экспортных, нефтяники получают компенсацию из бюджета. При более высоких ценах на внутреннем рынке компании, напротив, отчисляют в казну часть прибыли. Действие демпфера позволило замедлить удорожание бензина почти в пять раз — с 9,4% в 2018 году до 1,9% в 2019-м.

По словам Александра Новака, в дальнейшем правительство продолжит следить за тем, чтобы удорожание горючего оставалось в пределах инфляции. При этом Владимир Путин призвал не допускать «хулиганства» на рынке топлива.

«Отрасль не должна страдать, должна чувствовать себя комфортно, но и с потребителями нельзя хулиганить. Там всё понятно. Но с нефтяниками мы постоянно в контакте на этот счёт, механизм отлажен, так что надеюсь, что он вовремя будет работать, когда это потребуется», — подчеркнул президент.

  • РИА Новости
  • © Михаил Климентьев

Помимо действия демпфера, в 2020 году определённое давление на стоимость нефтепродуктов оказало снижение спроса на горючее в результате пандемии коронавируса. Такую точку зрения в разговоре с RT выразил исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артём Тузов.

«В апреле и мае население соблюдало режим самоизоляции, и многие ушли на дистанционную занятость. В результате гражданам не нужно было совершать такое большое количество поездок. Общественным транспортом пользовались те, чьи предприятия должны были работать даже в период карантинных ограничений, а личные поездки россияне сократили до минимума. Поэтому производители не стали так серьёзно повышать стоимость топлива, чтобы не отпугнуть покупателей», — объяснил Тузов.

Как рассказал RT руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев, в период весеннего локдауна продажи бензина в России сократились примерно на 40%. Впрочем, уже летом по мере снятия карантинных ограничений потребление нефтепродуктов в России начало восстанавливаться.

Также по теме

Ценовой контроль: Минэнерго и ФАС подготовили меры по стабилизации рынка бензина Минэнерго и ФАС рекомендовали нефтяным компаниям в максимально короткий срок увеличить биржевые продажи горючего. После отмены...

Примечательно, что в июне оживление спроса на топливо привело к резкому удорожанию горючего на бирже. Между тем ситуация не привела к заметному изменению цен на автозаправках.

«На биржах приобретают топливо небольшие независимые компании, а основной объём продают крупнейшие производители. Поэтому получается, что биржевые цены оказывают незначительное влияние на конечные цены на АЗС», — объяснил Артём Деев.

Любопытно, что на стоимости бензина не отразился и весенний обвал нефтяных котировок. Ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский объясняет это особенностями ценообразования на российском рынке нефтепродуктов.

«В апреле стоимость нефти эталонной марки Brent впервые с 1999 года опускалась до $15,98 за баррель. Между тем этот фактор не стал поводом для снижения цен на топливо. Во многом это связано с тем, что в себестоимости бензина значительную долю занимают налоги», — пояснил Капустянский.

По мнению опрошенных RT экспертов, в 2021 году рост цен на бензин и дизельное топливо будет оставаться ниже инфляции, которая, согласно прогнозу Центробанка, составит 3,5—4%. При этом влияние на рынок нефтепродуктов по-прежнему будет оказывать ситуация с пандемией, уверен Артём Деев.

«Если будут введены новые ограничения, то по мере падения спроса на топливо производители будут сокращать и поставки на внутренний рынок. Если же вакцинация пройдёт оперативно, то спрос на топливо увеличится, но при таком раскладе рост цен уже будет сдержан демпфером», — заключил аналитик.

Почему опять дорожает бензин? Счетная палата предупредила о риске топливного кризиса

АЗС

Автор фото, Kirill Kukhmar/TASS

В России снова дорожает топливо: с начала 2021 года цены на бензин и дизель выросли на 2-3%. Рост цен на бензин может спровоцировать топливный кризис и, как следствие, социальную напряженность, предупреждает Счетная палата. Кремль уверяет, что ситуация под контролем. Чтобы сдержать цены, власти решили выделить из бюджета дополнительные средства нефтяникам.

С начала 2021 года цены на бензин и дизельное топливо в России выросли на 3%, показывают данные "Яндекса" и компании "Петрол Плюс" (собирает данные с 13 тыс. АЗС). По данным Росстата, с начала года цены на автомобильный бензин выросли на 2,2%.

Бензин снова начал дорожать после того, как несколько месяцев цены держались на одном уровне.

Минэнерго считает, что причиной подорожания топлива стал рост спроса в связи с сильными морозами в начале марта, а также сезонный рост спроса.

Счетная палата в своем отчете за 2020 год сообщила, что в России есть риски повторения ситуации мая 2018 года, когда правительству пришлось принимать экстренные меры, чтобы сдержать рост цен на топливо и остановить протесты в регионах. 17 марта пресс-служба Счетной палаты уточнила, что эти риски минимальные.

Замглавы минэнерго Павел Сорокин заявил, что предпосылок для повторения ситуации 2018 года сейчас нет. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков уверяет, что правительство держит ситуацию под контролем: "Имеющиеся механизмы задействованы, и они не позволят резко меняться ценам на топливо".

Что случилось в мае 2018 года?

Весной 2018 года в России резко выросли цены на топливо. Бензин АИ-95 с начала апреля по начало июня подорожал на 10% до 45,8 рубля, показывают данные "Яндекса". АИ-92 и дизельное топливо тоже подорожали примерно на 10% за этот же период.

В мае в десятке регионов прошли акции протеста против подорожания топлива. Свое возмущение высокими ценами один из водителей высказал во время прямой линии с Владимиром Путиным.

Топливо начало дорожать после того, как крупные производители нефтепродуктов снизили продажи бензина на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже более чем в два раза.

Продажи внутри России снизились, потому что производителям было выгоднее продавать топливо за рубеж. Такая ситуация сложилась в связи с налоговым маневром, в рамках которого власти решили поэтапно снижать экспортные пошлины и повышать налог на добычу полезных ископаемых.

Чтобы сдержать рост цен, правительство решило снизить акцизы. Дмитрий Козак, занимавший тогда пост вице-премьера, заявлял, что правительство пошло навстречу компаниям, но и они должны "умерить аппетиты". Глава минэнерго Александр Новак пригрозил бизнесу вводом дополнительных экспортных пошлин. В итоге нефтяники согласились заморозить цены.

Впоследствии правительство придумало специальный механизм для сдерживания цен на топливо. С 2019 года в России ввели обратный акциз, который действовал как налоговый вычет и выплачивался нефтеперерабатывающим заводам. Объем этого вычета зависел от объема производства нефтепродуктов и некоторых других факторов.

Также частью нового механизма стал демпфер ("гаситель", "амортизатор") - надбавка к вычету, размер которой зависит от разницы экспортных и внутренних цен.

Механизм обратного акциза с демпфирующей надбавкой работает таким образом, что при ценах на нефть выше 50-55 долларов за баррель правительство выплачивает нефтяникам компенсацию. Этой компенсации, по задумке правительства, должно хватать для того, чтобы покрывать убытки бизнеса от продажи бензина внутри страны в периоды, когда выгоднее отправлять топливо на экспорт.

Но у механизма есть и обратная сторона: при ценах на нефть ниже 50-55 долларов за баррель обратный акциз начинает действовать как обычный, то есть деньги должны платить уже нефтяники государству.

Принятые меры сработали: цены с июня 2018 года по декабрь 2020 года выросли незначительно. Например, по данным "Яндекса", АИ-92 за этот период подорожал на рубль до 43,4 рубля, АИ-95 подорожал на два рубля до 47,8 рубля. Цены на дизельное топливо выросли сильнее - почти на четыре рубля до 48 рублей.

Почему опять растут цены?

Резкий скачок цен произошел летом 2020 года. Тогда минэнерго объясняло его окончанием локдауна. Замминистра Павел Сорокин говорил, что рост цен "является нормальной рыночной реакцией на постепенное восстановление отраслей экономики после снятия ограничительных мер по нераспространению коронавирусной инфекции на фоне восстановления спроса и котировок на мировых рынках". В итоге цены стабилизировались.

Новый виток роста начался в конце 2020 года. Повышение цен началось из-за недостатка предложения нефтепродуктов. Производители, скорее всего, снизили объемы отгрузки на внутренний рынок, потому что продавать топливо на экспорт стало выгоднее, отмечала исследовательская группа "Петромаркет".

По соглашению с правительством в такие периоды бюджет должен предоставить нефтяникам компенсацию, чтобы им было выгоднее продавать топливо внутри страны, чем за рубежом. Однако в январе 2021 года произошло наоборот: нефтяникам пришлось заплатить в бюджет, писал "Коммерсант". Работавший до этого механизм дал сбой по нескольким причинам, главные из которых - изменение конъюнктуры рынка в связи с пандемией коронавируса и несовершенство формулы компенсации (демпфера).

К началу 2021 года на внешних рынках существенно выросли цены на нефть и нефтепродукты, при этом рубль почти не укрепился (более слабый рубль делает экспорт выгоднее). К тому же в формулу демпфера была заложена индексация внутренних цен на топливо в размере 5%, в то время как в реальности рост в последние два года составлял 1,5-2%, отмечал глава "Газпром нефти" Александр Дюков.

Автор фото, Kirill Kukhmar/TASS

Эти факторы привели к тому, что экспортировать топливо стало выгоднее, чем продавать внутри страны. В конце января агентство "Рейтер" писало со ссылкой на неназванных менеджеров нефтяных компаний, что переработка сырья для внутренних поставок стала невыгодной.

Нефтяники просили правительство изменить формулу демпфера, но власти не хотели идти на встречу, отмечало агентство.

По данным на 11 марта, переработчики московского региона могли получать за тонну 64,3 тыс. рублей при экспорте топлива, тогда как на Санкт-Петербургской международной бирже котировки составляли 54,67 тыс. рублей, писал аналитик Sberbank CIB Михаил Шейбе.

В итоге правительство все же решило изменить формулу. "Мы видим, что механизм [компенсации] в текущих макроэкономических условиях при текущем курсе и при повышении цен на нефть на мировых рынках частично потребовал корректировки. В правительстве был проработан этот вопрос", - заявил 15 марта глава минэнерго Александр Новак.

Новая формула начнет работать 1 мая. По оценке аналитиков АТОН, скорректированная формула "может обеспечить увеличение компенсации нефтяным компаниям примерно на 42 млрд руб. до конца года".

С 1 мая будет скорректирован механизм демпфера. Его параметры согласовали Минфин и Минэнерго. При этом именно с конца весны начинается сезонное увеличение спроса на топливо. Оно может подстегнуть и без того немалый рост цен на бензин, стабильно дорожавший с начала года. Поможет ли новый демпфер избежать серьёзного повышения цен? К чему нужно готовиться в мае?

Минфин и Минэнерго сделали совместное заявление о том, что они согласовали параметры демпфера. Законопроект с соответствующими поправками в Налоговый кодекс внесён на рассмотрение в правительство. Ведомства решили изменить демпфер из-за соотношения курса рубля и растущих цен на нефть. В итоге объём компенсаций нефтеперерабатывающим компаниям вырастет. Специалисты министерств считают, что это позволит улучшить экономику нефтеперерабатывающего сектора и будет способствовать сохранению динамики цен на АЗС в пределах годовой инфляции.

Цены на топливо в России и их рост уже давно ушли из экономической плоскости в социально-политическую. О возможном росте цен на бензин и дизельное топливо выше инфляции Топливный союз предупреждал ещё в марте. По оценкам экспертов, годовой рост цен может достигнуть 14%. С начала года топливо уже подорожало на 1,5–4% в зависимости от марки. Учитывая, что май традиционно является сезоном высокого спроса на горючее, роста цен в этом месяце точно следует ожидать. Ранее, в 2020 году, повышение стоимости топлива в мае составило не более 0,5%. Но это было связано с пандемией и локдауном по всей стране, а также с ограничением в передвижениях людей между регионами, — рассказал независимый финансовый эксперт Дмитрий Чечулин.

По его словам, даже если цена будет ограничена законами и нормативными актами, рынок отыграет эту ситуацию чуть позже. Впрочем, положение на топливном рынке сейчас складывается неоднозначное.

Изменение механизма демпфера как раз направлено на недопущение роста цен на топливо внутри страны. Для этого необходимо поддержать отрасль, пересмотрев старые правила, которые требуют корректировки в кризис. Из-за пандемии стоимость энергоносителей постоянно меняется на мировом рынке, оказывая влияние и на российские торговые площадки. Соответственно, изменение правил поможет нефтяникам сделать условия поставок более гибкими, — считает аналитик УК "Альфа-капитал" Денис Бадьянов.

Он отметил, что сейчас ведутся посевные работы. При этом постепенно наращивается добыча нефти, ограниченная ранее решением стран ОПЕК+, куда входит и Россия. Из-за сезонного фактора нашей стране разрешили увеличить добычу на 130 тысяч баррелей в сутки в апреле, в то время как остальные страны картеля сдерживали рост добычи.

По мнению Дениса Бадьянова, майское нововведение позволит сократить темпы роста стоимости топлива в оптовом звене. Следом скорректируется цена на АЗС. Также внутри страны увеличиваются нормы добычи сырья, что поможет не допустить недостатка бензина и солярки для покупателей в период высокого весеннего спроса.

Законопроект предполагает, что стоимость бензина снизится на четыре тысячи рублей за тонну с 1 мая 2021 года по 1 января 2022 года. Что касается розничных цен, то бензин марки АИ-92 будет торговаться в диапазоне 44,8–45,3 рубля за литр, дизельное топливо — 49,2–50,0 за литр в зависимости от региона, — прогнозирует Денис Бадьянов.

С 1 мая рост стоимости топлива на внутреннем рынке должен остановиться. Так считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев. По его словам, новый демпфер приведёт к тому, что цены в оптовом звене не будут расти опережающими темпами, а значит, стабилизируется обстановка и в рознице.

Для топливного рынка РФ это означает, что сейчас рост цен на бензин и дизель при одновременном падении доходов населения может привести к резкому сокращению спроса. Такая ситуация окажет негативное влияние на бизнес АЗС и производителей нефтепродуктов. Поэтому государство стремится сократить темп роста цен, чтобы негативных последствий как для отрасли, так и для граждан не произошло, — заключил Артём Деев.

Есть и ещё один фактор, который влияет на цены, — это инфляция. Стоимость бензина будет меняться в её пределах. Об этом говорит сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский.

По его словам, стоимость топлива будет в некоторой степени зависеть и от мировых котировок на нефть. Для этого и прорабатывался новый демпферный механизм, согласно которому нефтяники получат 42 миллиарда рублей из бюджета на сдерживание цен на внутреннем рынке.

Николай Переславский считает, что ждать какого-то глобального повышения цен в течение мая не стоит. По его подсчётам, оно составит не более 0,5%.

Подпишитесь на LIFE

  • Google Новости

Большинство экспертов сходится во мнении, что не стоит ожидать особого подорожания бензина в 2020 году. Топливо вряд ли преодолеет отметку в 50 рублей за литр и не должно превысить скорость инфляции. Основная причина такой стабильности – создание правительством демпферной защиты от резких скачков цен.

Прогнозы правительства

Согласно изданию Федерального собрания РФ, бюджет учитывает показатели инфляции в размере 3%. Это предел для подорожания бензина с 1 января 2020 года. Более того, в декабре 2019 министр энергетики РФ Александр Новак опубликовал собственный прогноз цен. В статье журнала «Энергетическая политика» он указал, что рост стоимости топлива будет отставать от инфляции. Слова министра энергетики подтверждают и специалисты антимонопольной службы, в частности замглавы ФАС Анатолий Голомолзин, пользуясь данными Росстата за 2019 год:

  1. По состоянию на октябрь бензин и солярка подорожали на 2,7%. При этом показатели инфляции составляли 3,7-4%.
  2. Дизельное топливо стало дороже больше чем на 1% только в январе. В последующие месяцы цены только снижались.
  3. Стоимость А-92 снижалась в течение почти полугода, А-95 и А-98 – пары месяцев в течение 2019 года.

Александр Новак также рекомендует не обращать внимания на скачки цен на нефть в 2020 году и переживать насчет того, почему бензин подорожал. Основание для такой уверенности – демпферный механизм. Эта мера помогает стабилизировать стоимость за счет компенсаций нефтяным компаниям от государства. По сути правительство РФ выплачивает недополученную прибыль, если топливо за границей стоит дороже, чем на отечественном рынке: 68% за бензин и 65% за дизель.

У такой меры есть и обратная сторона. Если компании искусственно завышают цены, то сверхприбыль изымается и перечисляется в казну.

Прогнозы экспертов

Финансовые специалисты различных сфер предлагают порой противоположные прогнозы. В одном они сходятся – подорожание бензина в 2020 будет, но стоит ли из-за этого переживать неясно. С одной стороны специалисты РАНХиГС и Института Гайдара предложили инфографику с прогнозом цен вплоть до 2024 года:

Как будет расти цена на бензин

Согласно ей, ожидается рост цен вплоть до 7%, по сравнению с ноябрем 2019 года. Такой скачок связывается с новым налогом на попутный газ. Этот компонент растворен в природной нефти и используется для создания высокооктановых марок топлива. Однако стоимость сырья в среднем составляет только 6,87% цен на бензин. Новый налог на добычу полезных ископаемых не должен привести к резким изменениям.

Тревогу вызывает очередной рост акцизов на бензин, который должен спровоцировать подорожание с 1 января 2020 года. Однако Дмитрий Маринченко, эксперт рейтингового агентства Fitch, утверждает, что с учетом демпферного механизма эффект от нововведений будет сглажен. Так экспортные пошлины для нефтеперерабатывающих предприятий будут снижены и для конечного потребителя рост цен внутри страны будет малозаметен – в пределах 1%.

Главный аналитик Независимого топливного союза Георгий Баженов также придерживается мнения, что с учетом договоренностей между правительством и нефтяными компаниями, не стоит ожидать никаких резких скачков. Это связано в первую очередь с социальным кризисом вызванным нестабильной ситуацией на топливном рынке внутри РФ в 2018 году. После негативной реакции населения на резкое повышение цен, правительство старается любыми методами сгладить ситуацию.

Именно поэтому после подорожания с декабря 2019 и января 2020 года можно надеяться на стабилизацию расценок на бензин и их рост в рамках инфляции. Что касается непосредственно самих инфляционных показателей, к которым привязывают свое мнение эксперты, то и здесь изменений не предвидится. Согласно оценке независимого агентства АПЭКОН максимально возможный рост цен не превысит показателей в 4,75%.

Машина на заправке

Штраф за недолив

Кроме непосредственно мер контроля расценок на бензин, правительство подготовило законопроект, который должен дополнительно улучшить качество жизни водителей. Минпромторг предложило с 1 января 2020 года ужесточить штраф за недолив топлива на АЗС. Но инициатива была отклонена в связи с разработкой нового КоАП.

Согласно данным от проверок каждая 5 заправочная станция недоливает вплоть до 15% бензина покупателям.

В 2020 году штраф составляет согласно ч. 1 ст. 19.19 КоАП 50-100 тыс. рублей и не может использоваться, как сдерживающая мера. Если законопроект утвердят, то в 2021 году размер финансового наказания увеличится до 1% прошлогодней прибыли, минимум 500 тыс. рублей. При повторных нарушениях это будет уже 3% и 2 млн рублей.

Однако эксперт Георгий Баженов считает, что кроме позитивного влияния этот закон также станет основой для новых коррупционных схем. Поэтому владельцам небольших АЗС стоит соблюдать осторожность, учитывая, что при проведении проверок возможны ошибки. Как результат при введении закона часть заправок просто перестанут существовать.

На сколько подорожает бензин в 2020 году: видео

Читайте также:

КомментироватьЗвёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка...

Заметили опечатку на сайте? Мы будем благодарны вам, если вы выделите ее и нажмете Ctrl + Enter

Путин говорил не о розничных, а об оптовых ценах на бензин АИ-92, следует из комментария ФАС, поступившего в РБК. Розничные цены на этот сорт бензина с начала 2019 года по март 2020-го выросли всего на 2,2%, до 42,83 руб. за литр, следует из данных ценового агентства Reuters. Представитель Минэнерго не ответил на запрос РБК.

Скачок оптовых цен на бензин — следствие регулирования цен государством, сказали эксперты, опрошенные РБК.

Почему подорожало топливо

Цены на АИ-92 на оптовом рынке выросли на 10,4% с января 2019 года по январь 2020 года из-за эффекта низкой базы, объясняет аналитик Reuters Максим Назаров. Это подтверждает и президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

Весной 2018 года цены на бензин резко выросли, и правительство срочно приняло ряд мер для стабилизации ситуации. Одна из них — соглашения с нефтяными компаниями, в рамках которых компании с 1 ноября 2018 года увеличили поставки на внутренний рынок на 3% к предыдущему году, а также заморозили цены в мелком опте. Соглашения действовали до 1 июля 2019 года, а обязательство по увеличению поставок отменили в конце марта 2019 года.

Фото:Justin Lane / EPA / ТАСС

В результате с ноября 2018 года по апрель 2019-го рынок был перенасыщен бензином, говорит Назаров. Оптовые цены тогда упали на 20%, до 29,8 руб. за литр, следует из данных Reuters. Нефтепереработка получила убытки и производство бензинов стало просто нерентабельным, сетовал весной 2019 года глава «Газпром нефти» Александр Дюков.

После провала зимой 2019 года оптовые цены к январю 2020 года действительно выросли на 10,4%, до 34,25 руб. за литр. Если сравнивать цены марта 2019 года к марту 2020-го, рост еще больше — 17%, следует из данных Reuters.

Как ведут себя розничные цены на бензин

С 1 января 2020 года по 18 марта 2020 года розничные цены на бензин марок АИ-92 и АИ-95 выросли лишь на 0,2%, зимнее дизельное топливо — на 0,19% при инфляции 0,9%, говорит представитель ФАС.

Обычно рост оптовых цен при практически замороженных розничных (российское правительство настроило налоговую систему так, что розничные цены растут не выше инфляции) означает снижение маржи АЗС. Но, по словам Аркуши, текущая маржинальность заправочного бизнеса в целом приемлемая. Точные цифры, по его словам, зависят от региона, например на Дальнем Востоке и в Приморье маржа АЗС, как и раньше, отрицательная.

Для того чтобы бизнес по продаже бензина не был убыточным, владельцам АЗС необходимо, чтобы разница между оптовыми и розничными ценами на топливо в пересчете на литр составляла 6–8 руб. и более в зависимости от региона, логистики у конкретного оператора, объема реализации, говорит Назаров. Это позволяет покрывать все издержки и работать по крайней мере в ноль, добавляет он. По данным Reuters, за первые три месяца 2020 года эта разница составила в среднем по России 8,6 руб. на литр.

Фото:Константин Кокошкин / Global Look Press

Пока ситуация стабильна, но главные опасения связаны с тем, что нефтяники могут сократить производство в случае падения прибыльности нефтепереработки, говорит Аркуша. Российская налоговая система выстроена так, что маржа НПЗ падает из-за снижения цен на нефть: при ценах на уровне 35 долл. за баррель заводы в 2020 году недосчитаются 0,5 трлн руб., оценивал главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. 18 марта нефть марки Brent подешевела до $25 впервые с 2003 года.

Другой риск для топливного бизнеса — снижение спроса на топливо из-за введения ограничительных мер на фоне распространения коронавируса, говорит Аркуша. Правда, пока такие меры, из-за которых люди стали меньше пользоваться автотранспортом, затронули только Москву, добавляет он.


Добавить комментарий